Физики шутят - МБОУ СОШ г.Курильска

Физики шутят

Дата:

Цели и задачи:

Обучающие: Повторение и систематизация изученного материала.

Развивающие: * Развитие мотивации к изучению физики.
* Развитие творческих способностей учащихся.
* На основе соревновательной игры активизировать
умения и знания учащихся, полученных на уроках
физики.

Воспитательные: * Воспитание культуры общения и поведения.
* Воспитание культуры умственного труда.
* Организация общения в группе.

Ход КВНа.

Учитель: Уважаемые гости и ребята! Все вы, конечно, хорошо знаете это вступление к телевизионной программе КВН: “Мы начинаем КВН — для кого, для чего?”.
Для кого же мы сегодня начинаем КВН – конечно, для вас, мои ученики! Чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой.
А для чего мы начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям вопрос: “ А зачем мне физика? Мне она в жизни не пригодятся!” А ведь слово физика пришло к нам из древнегреческого — “фюзис” — в переводе “природа”. И если есть упражнения для развития тела, то физика призвана развивать логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях.
Я надеюсь, что вы сегодня убедитесь, что физика — это не “сухая” наука и что заниматься ей также увлекательно, как и играть в КВН.
Итак, я приглашаю на сцену команды КВН.

I. Приветствие.

Команда «ATV» A- ускорение, T — время, V — скорость.

Девиз: Чем больше учишься, тем больше знаешь; чем больше знаешь, тем больше забываешь; чем больше забываешь, тем меньше знаешь – так зачем же тогда учиться?

Песня: ( на мотив «Катюша»
Собрались мы в этом светлом зале
В КВН веселый поиграть,
Не заплачем, если проиграет
Нам соперник баллов десять – пять…
Мы хотим, чтоб радость и веселье
Наполняли души и сердца,
Чтоб прекрасным было настроение,
А играть мы будем до конца!
*Команда «БЭМС» Б – боевые, Э – энергичные, М – молодые, С – симпатичные.
Состоит из трех групп, по аналогии с видами радиоактивных излучений: альфа, - бета, - гамма.
«Альфа» (мальчики) – самые положительные в команде: не нарушали, не участвовали, не привлекались, в связях, порочащих их были, но не замечены.
«Бета» (девочки) – ну очень отрицательные элементы
Песня: (на мотив разбойников):
Говорят мы бяки-буки,
Как выносит нас земля.
Дайте проводочки в руки,
Мы замучаем тебя,
Ой-ля-ля, ой-ля-ля, эх-ма!

«Гамма» — капитан, у него нет заряда, он нейтрален, но с огромной проникающей способностью, все ему надо, до всего есть дело. Однажды ему на голову упало яблоко, и он открыл фундаментальный закон физики – «Яблоко от яблони недалеко падает».

Девиз: Больше физики наилучшего качества с наименьшими затратами.

Песня: (на мотив Ваше благородие)
Ваше благородие, госпожа Удача,
Физика поможет нам, ну а как иначе.
Ласковые сети поставим на жюри,
Повезет в игре нам и повезет в любви.

Учитель: Представляет состав жюри. (Конкурс «Приветствие» оценивается до 6 баллов включительно) Слово жюри.

II. Разминка (за каждый правильный ответ 0,5 бала)

1. Какой ученый первым ввёл в русский язык слово «физика»? Ломоносов
2. Какой газ является основной составной частью воздуха? Азот
3. Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объёма?
Нет, не воздух. Воздух — вещество. Физических тел без формы и объёма не бывает. Если что-то не имеет ни формы, ни объёма — оно не физическое тело, а чёрт знает что.
4. Что мешает восьмикласснику Эдику, пойманному Татьяной Николаевной на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? Взаимное притяжение между молекулами
5. Джин, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джин? В газообразном
6. В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? В простуженных, так как температура тела выше
7. Почему трудно держать в руках живую рыбу? Мала сила трения
8. Почему при прополке посевов вручную сорняки не следует выдергивать из земли слишком быстро? По закону инерции …
9. Каким газом лучше всего заполнять воздушные шары? Водородом
10. Какой металл находится в жидком состоянии при комнатной температуре?
Ртуть
11. Почему цистерны для перевозки молока покрывают белой краской?
Меньше поглощают тепло
12. Почему шелковые ленты или шнурки быстро развязываются? Мала сила трения
13. Вещества проводящие электрический ток? Проводники
14. Единица измерения электрического сопротивления? Ом
15. Элементарная частица, несущая положительный заряд и расположенная в ядре атома? Протон
16. Генератор, аккумулятор, солнечная батарея, тепловой элемент, гальванический элемент – это всё…?? Источники тока
17. Если железный стержень поместить внутрь катушки и пропустить по ней электрический ток, то мы получим….??? Электромагнит
18. Машины, преобразующие внутреннюю энергию топлива в механическую энергию? Тепловые двигатели
19. Выйдя из воды, собака встряхивается. Какое физическое явление помогает ей обсушиться? Инерция
20. Может ли человек прыгнуть в высоту без шеста на 5 м? Где? Может. На Луне

III. Конкурс капитанов (оценивается до 5 балов включительно)

Разминка:
— Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? запасное
— Где на Земле самые длинные сутки? везде одинаковые
— Самая яркая звезда в созвездие Большой Медведицы — Полярная звезда. Верно ли это? Нет, т.к. Полярная звезда входит в созвездие Малой Медведицы
— При смеси извести, песка и соды при высокой температуре получается субстанция, без которой наша сегодняшняя жизнь практически невозможна. Что это? Стекло
— Одно тело способно совершить работу, но не хочет. Другое тело хочет, но не способно. Какое из этих тел обладает энергией? Первое

ЕГЭ (единый экзамен по всем предметам)
Задание: Капитаны вытягивают билеты и объясняют с точки зрения физики предложенные вопросы.
Физика и литература (пословицы)
1. Коси коса, пока роса. Роса долой, косарь домой.
2. От работы пила раскалилась добела.

Физика и география
1. Почему дневной бриз дует с моря на берег, а ночной наоборот?
2. Почему на экваторе жарко, а на полюсах холодно?

Физика и биология
1. Почему влага в растениях поднимается снизу вверх?
2. По какому принципу передвигаются медузы?

Физические эксперименты:
Конкурс «Примени физику»
— Поднимите колбу, не беря её руками, но с помо­щью ладони. Имеются: колба, бумага (гармошкой), спички. Сжигают бумагу в колбе, закрыв ее рукой
— Поместите яйцо в колбу. Имеются: колба, варё­ное яйцо, бумага, спички. Сжигают бумагу в колбе, закрыв отверстие яйцом
— Стакан с водой на спичечном коробке Явление инерции
— Картофелина в пресной и соленной воде Плавание тел
— Вода в перевернутом стакане, закрытом листом бумаги Атмосферное давление
— Втягивание шарика с водой в 3-х литровую банку Понижение давления газа при нагревании

IV. Конкурс физиков-теоретиков (за каждые 6 формул по одному балу)
От каждой команды к доске выходят по одному ученику и на противоположных её сторонах записывают все известные им физические формулы. В это время учитель проводит конкурс болельщиков.

V. Конкурс болельщиков За каждый правильный ответ 0,5 бала)
1. Что бывает на небе после дождя? Радуга
2. Край виден, но дойти до него невозможно? Линия горизонта
3. Движение воздуха в горизонтальном направлении? Ветер
4. Без ног, а хожу, без рук, а указываю? Время
5. В огне не горит, в воде не тонет? Лед
6. Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет? Зеркало
7. Ты за ней, она от тебя; ты от неё, она – за тобой. Тень
8. Чего в сундук не запрячешь? Луч солнца
9. Что вниз вершиной растет? Сосулька
10. Что идет, не двигаясь с места? Время
11. Чудо-птица – алый хвост, полетела в стаю звезд? Ракета
12. Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу? Компас
13. Поднялись ворота – всему миру красота? Радуга
14. Ночью спит на земле, утром убегает? Роса
15. Прозрачен, как стекло, да не вставить в окно? Лед
16. Хоть я не снег, а таю, не птица, а летаю? Дым
17. Кто говорит на всех языках? Эхо
18. Путь, по которому движутся планеты? Орбита или траектория
19. Красная девица по небу ходит? Солнце
20. Зимняя детская повозка? Санки

Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда облака. Барометр

Вы его в руках держали,
Когда лабораторную выполняли,
Им силу тока изменяют,
Если что-то в нем сдвигают. Реостат

На стене висит тарелка,
По тарелке ходит стрелка.
Эта стрелка наперед
Нам погоду узнает. Барометр

Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились. Весы

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит. Эхо

Смотрите, мы раскрыли пасть –
В нее бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. Ножницы

Книзу бежит капельками,
А к верху – невидимкою. Вода

Подвижные игры
От каждой команды болельщиков выходит самый сильный мальчик и самая хрупкая девочка.
Самый сильный мальчик от команды должен за 10 вдохов надуть шар, а самая хрупкая девочка от команды со всего размаха этот шар раздавить. Оценивается размер надутого шара и число попыток его раздавить;

1. Чего в шкаф не спрячешь? (Луч света)
2. Горя не знаем, а горько плачем. Что это? (Облака)
3. В воде не тонет и в огне не горит. Что это? (Лед)
4. Лежит на земле: не закрасить, не соскоблить, не завалить. (Тень)
5. Заревел медведь на все горы на все моря. Что это такое? (Гром)
6. Какого цвета белый цвет? (Белый цвет сложный состоит из семи цветов)
7. Как получить от одной палки тень разной длины? (Нужно наклонить под разным углом к солнцу)

VI. Конкурс сочинений (оценивается до 3 балов включительно)

Команда «БЭМС»
«Мир без трения»
Предисловие.
Если бы не было силы трения, мы бы все время двигались. Гуляя, не могли бы рассмотреть ту или иную вещь. Машины не могли бы остановиться на красный свет, так же как и люди. Мы не могли бы спокойно посидеть, посмотреть телевизор, а ночью поспать. Точнее, мы могли бы всё это делать, но при этом постоянно двигались, скользили бы как на льду.
Мир без силы трения.
Однажды жила была девочка по имени Стася. Она очень любила кататься на коньках и санках. Ей очень нравился лёд и снег. Она любила зиму. В школе они проходили силу трения. Учительница объясняла:
— Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.
И тут Стася подумала:
— Как здорово бы было, если бы не было силы трения.
После уроков Стася как обычно шла, не торопясь, домой, как вдруг – толчок, и она упала, понеслась вперед, как по льду. Вначале ей это понравилось, но потом она увидела, что начали случаться одни аварии за другими. Машины сбивали людей и сами сталкивались. Постепенно происходили взрывы. Депутаты и все остальные думали, как это все остановить, но никто не знал. Вскоре начали рушиться дома, затем города, затем страны. Но никто не мог помочь. Что делать? Стася поняла, что это она всё натворила. Она пожелала, чтобы всё стало на свои места. Так всё и случилось. Затем, когда она пришла домой, она села за уроки. По физике им надо было прочитать параграф и написать сочинение на тему «Мир без трения». Девочка обрадовалась, теперь есть что рассказать!
Эпилог.
Помните, мир не может существовать без силы трения – в конце концов, мы бы все погибли.

Команда «ATV»

«Мир без инерции»

Везде, вокруг нас, встречается инерция…А что случилось если бы ее не было?
По вине инерции случаются аварии:
— Дорогу переходила женщина. Внезапно из-за поворота появилась громадная машина МАЗ. Женщина была сбита машиной, потому что из-за инерции машину внезапно остановить нельзя.
— На прошедших велогонках один из велосипедистов, натолкнувшись на камень, случайно попавший на трассу, перелетел через руль велосипеда. Велосипед отлетел в другую сторону и попал на трассу. Остальные гонщики, не сумев затормозить из-за инерции, налетели на него. Гонки были сорваны.
— По вине инерции сталкиваются машины, ударяются о причалы корабли, люди получают многочисленные травмы.
Ничего этого бы не случилось в мире без инерции – люди бы не получали травмы и не погибали бы.
Но благодаря инерции столяр насаживает молоток на рукоятку. Он ударяет ручкой по столу, а молоток по инерции продолжает двигаться, насаживается прочно и надёжно на рукоятку. Инерция помогает и в толкании ядра: спортсмен отталкивает ядро, и оно летит дальше по инерции. Благодаря инерции велосипедисты не всё время крутят педали. Набрав скорость, они прекращают работать ногами, а велосипед продолжает ехать по инерции
У инерции достоинств намного больше, чем недостатков. Она очень широко используется в технике и в быту. Происшествия на дорогах возникают не по вине инерции, а по вине людей неосторожных, легкомысленных или чересчур задумчивых, не знающих элементарных правил уличного движения. Зато инерция в спорте устанавливает мировые рекорды. Если бы не было инерции, все планеты сошли бы со своих орбит. Луна упала бы на Землю, а Земля, в свою очередь, упала бы на Солнце.
Скажите, кто из вас хотел бы жить в мире без инерции?

VII. Конкурс «Физики-лирики» (оценивается до 5 балов включительно)

Команда «ATV»

Команда «БЭМС»

Стихотворение «Закон Архимеда»
Сегодня всю ночь я в бреду пролежал:
Вчерашний мне день приснился.
Я вспомнил урок и судьбу проклинал,
Зачем я на свет родился.
Вчера я весь урок у доски отвечал
Несчастный закон Архимеда.
Учитель взглянул на меня, помолчал
И молвил: «Как грустно все это.»
Домой я пришел и начал мечтать,
Мне вспомнилось прошло лето.
Как вольно жилось мне тогда одному,
До физики не было дела.
Я в школу пошел и чахнуть я стал
От физики, прочих предметов.
Не раз уж меня педсовет вызывал,
Но физика гиблое дело.
Не мог я учить и всегда забывал
Несчастный закон Архимеда.
Проснулся я утром в холодном поту,
Схватил моментально учебник
И физику выучил только за то,
Что там был закон Архимеда.

Песня на мотив «Голубой вагон»
Мы приветствуем своих болельщиков,
Потому что нам без них нельзя
С ними мы команда кавээнщиков,
В месте мы веселые друзья!
Припев:
Хлопайте, хлопайте,
Чтоб в победу верилось,
И поддержите нас
В самый трудный час,
Мы постараемся,
Кто на нас надеется,
Вырвать в игре первенство
Только лишь для вас!

VIII. Знаменитые физики

С помощью мультимедийного проектора на экране командам показываются портреты ученых. Требуется назвать фамилию ученого и область его деятельности (за каждый правильный ответ 0,5 бала)

IX. Домашнее задание (Инсценировка сказки на физические явления) (оценивается до 5 балов включительно)

Команда «ATV» Реклама первого закона Ньютона

Ваше положение в физике заставляет Вас краснеть?
 Вас не устраивает Ваша система отсчёта?
Вы хотите двигаться поступательно?
Вам неприятны постоянные изменения скорости?
 Вы за стабильность и компенсируемые действия других тел на Вас?!
Тогда первый закон Ньютона только для Вас! Уникальное предложение! Этот закон позволит Вам приобрести то, о чём вы так долго мечтали! Больше вы не окажетесь в неловком положении перед друзьями!
 Звоните и заказывайте, наша служба доставит его Вам до того, как вы успеете положить телефонную трубку!!!

Команда «БЭМС» Сказка «Репка»

X. Подведение итогов
Жюри объявляет счет конкурса и общий счет игры
Учитель: Со счетом ____ победила команда ____! На этом наш КВН закончен. До новых встреч!