Классный час во 2 классе - МБОУ СОШ г.Курильска

Классный час во 2 классе

Дата:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г. Курильска

Классный час

«Тайна нашего имени»

Участники:

1. Учащиеся 2 класса;

2. Родительский комитет;

3. Классный руководитель:

Олейниченко Наталья Михайловна.

г. Курильск

2017 г.

Цель: раскрыть историю происхождения наших имён.

Задачи: 1. Познакомить уч-ся со значением их имён, с ритуалом имя наречения на Руси.

2. Познакомить уч-ся с тем, из каких стран к нам пришли их имена.

3. Дать ответ на вопрос, какого цвета наши имена.

4. Учить делать выводы на основе полученной информации в ходе опроса уч-ся.

5. Расширять кругозор уч-ся, развивать творческие способности: читать стихи, разыгрывать сценки, выступать перед аудиторией.

Форма проведения: путешествие, драматизация, игра.

Тип мероприятия: обобщение и систематизация, творческое применение знаний.

Методы: репродуктивный, диалогический, монологический, частично исследовательский.

Системность: плановое мероприятие.

Место проведения: классная комната.

Контингент: учащиеся 2 класса.

Оборудование и технические средства: 1. Презентация «Я и моё имя»; 2. Презентация «Узнай меня»; 3. Презентация «Почему нас так назвали?»; 4. Презентация «Откуда пришли наши имена?»; 5. ТСО.

Наглядность: 1. Вывеска «Тайна нашего имени»; 2. «Цветок имени»; 3. Светящиеся кнопки (лампы для шкафов) для путешествия в «прошлое», «настоящее», «будущее» и силуэты к кнопкам; 4. костюмы Алисы и Комара для драматизации.

Предварительная подготовка: 1. Класс делится на 3 группы. Каждой даётся задание по сбору информации для проведения классного часа. Как итог работы, делаются презентации. 2. Уч-ся разучивают стихи, сценку, заучивают тексты о цвете имён уч-ся класса.

Ход классного часа:

— Надеюсь, вы не намерены потерять свое имя!

— Конечно, нет, — растерянно сказала Алиса.

— Не знаю, не знаю, — пробормотал Комар.

— Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: «Иди к доске…», — и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы, разумеется, сможете сделать вид, что зовут не вас, кого-то там!

— Ничего из этого не выйдет, — сказала Алиса, — и все равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Если учительница забудет, как меня зовут, она скажет: «Эй, ты!» или «Эй!», или еще как-нибудь.

Учитель: Ребята, думаю, вы узнали сцену из произведения

Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье».

У каждого есть имя, без него просто нельзя жить. Родители сразу при рождении дают имя своему ребенку, один раз и навсегда.

Между живущих людей безыменным никто не бывает вовсе;

В минуту рождения каждый, и низкий и знатный,

Имя свое от родителей в сладостный дар получает…

-А на земле живет очень много людей — миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? (ответы детей)

— Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, формой носа и рта, характером, походкой… И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку.

Есть у папы,

Есть у мамы,

Есть у сына,

Есть у внучки.

Чтобы его узнать, надо вслух назвать.

Сегодня нас ждет необычайное путешествие. Мы побываем в прошлом и будущем при помощи машины времени и узнаем много интересного о наших именах. Взгляните на панель управления машиной времени. Эти три значка указывают время прошлое, настоящее и будущее (нарисованы фигурки). Как вы думаете, какой значок отправит нас в прошлое, когда вы были совсем маленькими? А с помощью какой кнопки можно попасть в ваше будущее? (ответы детей). А на какую кнопку нужно нажать, что бы вернуться в настоящее время, в сегодняшний день? Итак, при нажатии кнопки мы

отправляемся по лабиринту времени. Сейчас мы отправимся в «прошлое». …… жмет на кнопку (звучит музыка).

«Прошлое»

-Сейчас мы узнаем, как в Древней Руси детям давали имена.

Презентация №1 (Слайды №1 — 11)

Мы попали в прошлое, когда вы только родились (взять в руки куклу). Как же все обрадовались вашему появлению на свет!

А здесь у нас выставка фотографий. Будем угадывать вас сегодняшних в этих малышах на фотографиях. (Обсуждения)Презентация №2

Но ребенку необходимо имя. И вот ваши родные выбрали для вас имена.

После презентации уч-ся рассказывают о своём имени по плану:

1. Меня зовут…

Ученик 1. Что

имя – звук, оброненный случайно,
В котором нет ни смысла, ни значенья,
Конечно, нет.
И в именах есть тайна,
Ученик 2. И таинство есть имя нареченье.
И вот мы сами, силами своими,
Осознаем в начале нашего века:
Не человек себе находит имя,
А имя выбирает человека.
Обсуждение результатов исследования: «Почему вас так назвали?»
Учитель: Ученики нашего класса провели небольшое исследование-опрос на тему: «Почему вас так назвали?». Предлагаю заслушать их выступление.

Презентация №3
Ученик: Мы решили выяснить, какие имена самые популярные в классе и, по какой причине каждый получил свое имя.
Оказалось, что самыми популярными в нашем классе являются имена: Анастасия (3 человека), Алексей (2 человека), Алина (2 человека), Елена (2 человека). Есть в классе дети и с очень редкими именами, например, Амир, Карен, Ренат. Такие имена в нашей школе среди учеников школы больше не встречаются. С помощью взрослых мы выяснили, что среди учащихся начальной школы есть имена когда-то популярные. Среди девочек это имена Екатерина, Ксения, Татьяна, Юлия (по 1 ч.). А среди мальчиков — Александр и Владимир — тоже по 1ч.
Оказалось, что имена наши 10 одноклассников получили благодаря выбору мам, пап, потому что красивое имя. 7 человек получили в дар своё имя в честь бабушек и дедушек, прабабушек или прадедушек, еще 4 в честь других известных имен, а 1 человек получили своё имя по «Святцам». Значит, источников имен очень много.

Учитель: Прошлое остается позади, дети подрастают, узнают много нового. Пора возвращаться в настоящее, Пройдём к машине времени. Нажимаем на кнопку « настоящее» и путешествуем по лабиринту времени. Звучит фантастическая музыка.

Настоящее.

Учитель: Вот мы и в настоящем

С давних времен люди придавали большое значение имени человека. Имя с самого рождения давало характеристику человека, и сопровождало его всю жизнь. Например, раньше имя «острый глаз»- означало, что у человека «хорошее зрение», «утренняя заря»- рано встает, «молния»- быстро бегает, «твердая рука»- сильные руки. И в наше время все имена что-то означают. У вас было домашнее задание: вместе с родителями найти значение вашего имени. Вы готовы? Берем мяч и передаем из рук в руки и называем значение своего имени. Начинаем свой ответ со слов: «Мое имя … означает…»

Учитель: У каждого имени есть своя история и родина!
-Давайте узнаем, откуда пришли ваши имена.

Вторая группа ребят занималась изучением вопроса, откуда пришли наши имена. Презентация № 4

Ученик: Наша группа изучала, из каких стран пришли наши имена. Вот, что мы узнали. Оказалось, что 53% имён нашего класса греческого происхождения, это имена…. 21% имён латинского происхождения, это имена…, 11% имён пришли к нам из арабских стран, это имена… 7% еврейского происхождения, это имена..Но есть и имена исконно русские, славянские. Они составили всего 3,5%. Это имя…

Учитель: Чем больше мы узнавали о наших именах, тем становилось интереснее. Как выяснилось, что с древних времен каждому цвету придавалось определенное значение. Вероятно, существует язык красок, понятный всем народам во все времена. Тона, в которые окрашен мир, оказывают на нас не только чисто психологическое или эмоциональное влияние — они глубоко воздействуют на наш характер. Точно такое воздействие оказывают на нас и имена.

Учитель:  Этим вопрос занялась третья группа уч-ся нашего класса. Они искали ответ на вопрос, какого цвета твоё имя?

Ученик: Вот, что мы узнали. На доску прикрепляют лепесток цвета, соответствующий именам детей в классе. Выступают 8 уч-ся. Каждый рассказывает об одном цвете.

Красный цвет  — цвет жизни. Он символизирует активность, энергию, силу, решительность, а также – любовь. Дети, имена которых соответствуют красному цвету, — открыты и активны. Родителям с ними очень трудно: они живые, непосредственные, безжалостно ломают игрушки. Красному цвету соответствуют имена Алина, Елизавета, Константин.

Розовый цвет  — цвет оптимизма. Это — красный, разбавленный белым. Человек с именем, адекватным розовому цвету, часто не доводит дело до конца. Это цвет девочек и олицетворяет утонченную любовь, нежность, слабость, робость, сентиментальность. Этому цвету соответствует имя Анастасия. 

Желтый цвет  — цвет науки, наблюдений, анализа. Он означает богатство, мечту, фантазии, смелость, радость, юность. Дети, чьи имена созвучны жёлтому цвету, предрасположены к творчеству, любят играть в одиночку, предпочитают абстрактные игрушки. Они вырастают свободными, раскрепощенными, оригинальными людьми. Желтому цвету соответствуют имена Денис, Карина

Оранжевый цвет  означает святость и здоровье. Он символизирует зной, энергию, зрелость, радость, теплоту. «Оранжевые» дети встречаются реже, чем «желтые». Они так же легко возбудимы, как «красные» или «желтые», Оранжевому цвету созвучны имена Юлия, Анжела, Камилла, Станислава, Святослав, Павел. 

Зеленый цвет  символизирует состояние здоровья. Психологически это выражается в деятельной воле, упорстве, постоянстве, силе ума. Такой человек хочет, чтобы во всем торжествовали его собственные взгляды и убеждения «Зеленый» ребенок чувствует себя заброшенным, одиноким, они более других нуждается в материнской любви. Зеленому цвету гармоничны имена Виталий, Владислав, Наталия, Антон.

Голубой цвет  — это космический дух, истина, одухотворенность, невинность,

миролюбие, спокойствие, благополучие. Голубая дорога — дорога духовности. Голубой цвет соответствует имени Кристина, Диана. 

Синий цвет  означает мудрость, верность, холодность, бесстрастность, спокойствие. «Синие» дети — спокойные, уравновешенные, делают все не спеша. Любят почитать, поразмышлять, обдумать. Они задушевные друзья с безответной самоотдачей, склонны к самопожертвованию. Им, в отличие от «красных», приятнее отдавать, я не получать. Если к «синему» добавить еще и «зеленого», то из таких людей вырастают философы. Синему цвету созвучны имена Андрей, Георгий, Роман, Ольга, Иван, Ренат, Артём.

Фиолетовый цвет  означает ночь, тайну, мистику, внушаемость, скромность, воздержанность, печаль, бездействие, старость, затмение. Фиолетовая дорога — дорога таинств и самопожертвования. Люди с «фиолетовыми» именами — чувствительны, легко возбудимы, стремятся произвести впечатление на окружающих, очень ранимы и более других нуждаются в поддержке и поощрении. Такие дети живут богатой внутренней жизнью. 

«Фиолетовожелтые» люди — артистичны. «Фиолетовые», разбавленные белыми, т.е. «лиловые», — слабые, нежные, у них развито чувство одиночества. Они беззащитны, замкнуты в себе, обладают музыкальными способностями. Фиолетовому цвету гармонируют имена Алексей, Елена, Амир, Карен, Юрий.

 

Золотой — цвет завершения, безграничности потенциала и успеха. Люди с таким излучением наделены незаурядными способностями и чувством ответственности. У них высокие цели и явная склонность к лидерству. Обычно получают то, чего добиваются. К «золотым» именам относится Варвара.

Учитель: А давайте составим «Цветок имени». Каждый выбирает тот лепесток, который соответствует его имени. (На доске лепестки-заготовки разных цветов. На каждом лепестке написано соответствующее имя).Ученики выходят по рядам, берут нужные лепестки и прикрепляют к серединке цветка. В итоге составляется «Цветок имени». (Звучит весёлая детская песня, например, «Разноцветная игра»)

Будущее.

Учитель: А теперь, не хотите ли заглянуть ненадолго в будущее, в то время, когда вы станете большими? Я приглашаю вас нажать на кнопку «будущее».

А вот мы и в вашем будущем. Вы стали взрослыми людьми, получили образование, работаете. К вам обращаются теперь иначе. В нашей стране, обращаясь к взрослому человеку, произносят имя и отчество. Например: Наталья Михайловна. Слово «отчество» произошло от слова «отец». Моего отца зовут Михаил. В некоторых

странах употребляют только имена, а есть страны, где вместо отчества используют имя матери. Например: Луиза Мария.

Д/игра «Ивановичи и Татьяновичи»

Предлагаю вам, назвать свое имя и отчество так, как принято у нас, а затем так, как если бы вместо имени отца нужно было использовать имя матери. Например: Наталья Михайловна- Наталья Зоевна. (По кругу все дети произносят)

Пройдут годы, вы сами станете мамами и папами. И тогда вам придется уже выбирать имена для ваших деток. Есть много красивых женских и мужских имен. У вас еще много времени, чтобы подумать и выбрать.

Ну что же нам пора возвращаться. Я нажимаю кнопку и мы отправляемся по лабиринту времени (звучит музыка).

Учитель: Вот мы и снова в нашем классе. Однажды как-то на переменке я услышала, как спорили между собой девочки и мальчики. Они не могли решить, чьё имя красивей и лучше. Чтобы разрешить их спор, я предлагаю послушать стихотворение Н.Григорьевой «Не имя красит человека». Уч-ся разыгрывают сценку.

Спорили мы очень долго, Кто же станет хулигана

Чьё же имя красивей- Александром называть?

Александр, Владимир, Ольга, Будешь ты без дела драться,

Эдуард, Олег, Андрей? Будут звать все драчуном.

-Ссориться так не прилично,- Станешь часто задаваться,

Няня нам совет дала. Прослывёшь ты хвастуном.

И не имя красит личность- Имена же ваши, знайте-

Красят имя лишь дела. Все красивы — спору нет!

Коль прославишься обманом, В чистоте их берегите,

Так вруном и будут звать. Берегите с юных лет.

Учитель: А какие имена великих людей вы знаете?

Ученики: А.С. Пушкин, Корней Чуковский, Иван Иванович Шишкин, Сергей Михалков, Агния Барто, Петр 1, Дмитрий Медведев, Владимир Владимирович Путин.

Учитель: Эти люди сделали много добрых дел для людей, для своей страны. Давайте и мы будем учиться дарить добро друг другу.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Я надеюсь, что мы раскрыли тайну наших имён. Хотя ещё далеко не всё мы рассказали о том, что скрывают наши имена и что с ними связано. Но это уже другое путешествие…Скажите, пожалуйста, кто и как проявил себя в путешествии? Я считаю…